20200217_203506 1

Объектив — это инструмент для создания снимков. Поэтому качество снимков и есть один из главных критериев оценки объектива. Но это не все. Есть еще несколько критериев, которые тоже стоит учитывать.

Важно на что инструмент способен, его функциональные возможности. Применительно к объективам это диапазон условий, в которых объектив способен создавать эти самые качественные снимки, да и просто снимать. Сюда, например, можно отнести светосилу объектива и величину МДФ.

Кроме того, для фотографа, особенно профессионального, использующего инструмент ежедневно, важно насколько удобно им работать, т.е. эргономика. Например, насколько удобно расположены переключатели и регулировочные кольца, комфортно ли ими пользоваться, насколько информативна индикация, насколько шумный автофокус и тп.

Еще фотографу важно чтобы инструмент был надежен, не подводил в ответственный момент, служил долго и исправно. И зависит это от решений, заложенных инженерами в дизайн (или конструктив) объектива. Например, металлический корпус и байонет надежнее пластиковых, а внутренний тип фокусировки имеет лучшую пылезащиту, чем внешний.

Собственно по этим четырем критериям я и оцениваю и сравниваю объективы.

    1. Качество снимков (вес 35%)
    2. Функциональные возможности (вес 25%)
    3. Эргономика (вес 20%)
    4. Дизайн (вес 20%)

Каждый из этих критериев имеет разный вес в общей оценке и сам оценивается по нескольким взвешенным критериям. Всего критериев оценки для объективов 32.

inphex 1

Таким образом для каждого объектива я вычисляю 5-балльный индекс inPhocus index, который на мой взгляд с достаточной степенью объективности оценивает потребительские качества объектива. Я привожу этот индекс с расшифровкой по четырем упомянутым выше критериям, т.к. понимаю, что не для всех моя развесовка критериев буде приемлема. Например, для кого-то более важно качество снимков, а для кого-то сам процесс.

Качество снимков я оцениваю на основе пяти критериев:

    1. Резкость
    2. Искажения
    3. Хроматические аберрации
    4. Виньетирование
    5. Боке

MTF графики я не строю. Их при желании легко найти в других источниках. Я предпочитаю сравнивать реальные снимки и провожу два теста на резкость.

Первый тест на фотомире, распечатанной на формате A1 в разрешении, достаточном, чтобы четко были отделены просветами мельчайшие штрихи рисунка, ширина которых эквивалентна 2 пикселам матрицы EOS 5D Mark IV. Как центр, так и углы фотомиры гарантированно попадают в ГРИП. Освещение двумя софтбоксами с постоянными светодиодными источниками Godox SL-200W.

Второй тест на снимках городского пейзажа. Все объекты съемки при этом находятся на расстоянии бОльшем гиперфокального.

Точка съемки городского пейзажа
Точка съемки городского пейзажа для ФР=50мм

Естественно, снимаю с жесткого штатива с опущенной центральной стойкой без смены положения тушки, меняя лишь объективы. Снимки проявляю в Лайтруме из RAW в JPEG (80%) без какой-либо дополнительной обработки.

Для оценки характера и величины искажений использую один из снимков фотомиры. Строю малый красный прямоугольник в центре по сетке фотомиры. Копирую его в угол и вершины кадра. Сопоставляя сетку миры в углу и вершинах с красным прямоугольником, можно судить о характере и величине искажений. Поскольку обычно искажения максимальны в углу кадра, для численной оценки можно сопоставить длины диагоналей красного прямоугольника и прямоугольника сетки миры.

Оценку хроматических аберраций выполняю в центре и углах кадра на снимках веточек на фоне неба.

Для оценки виньетирования снимаю белый лист ватмана с максимально ровным освещением с помощью софтбоксов. Снимаю в RAW в мануальном режиме, вручную выставляя единую экспозицию для всех снимков для корректного сравнения яркости снимков с фокусировкой на МДФ и бесконечность. Сравниваю оригиналы в лайтруме. Для быстрой оценки падения яркости в центре и на краях кадра использую стандартный колориметр от Apple, которы можно замерить яркость в любой точке снимка в процентных пунктах.

Боке — такая вещь, что на всех не угодишь. Я оцениваю боке по снимкам точечных источников света в расфокусе при фокусировке на МДФ. Смотрю только на наличие явных дефектов в виде контрастных окантовок, концентрических кругов и тп.

Все тестовые снимки выполняю на Canon EOS 5D Mark IV в режиме приоритета диафрагмы (Av) за исключением снимков на виньетирование, которые делаю вручную выставляя экспозицию для корректных замеров резкости на снимках.